Как подготовить ребенка к
поступлению в детский сад
· Самое
главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад
самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш
ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если вы так не
считаете, займитесь аутотренингом - возьмите листочек и напишите в ответ на
вопрос «Зачем мне нужен детский сад?» все позитивное, что вы знаете по этому
поводу (например, «У моего ребенка расширится круг общения, а это очень полезно
для его развития» - да-да, даже негативный опыт полезен, так как ребенок
развивается только преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек, или
«Я могу спокойно ходить в магазин, не отдирая орущего ребенка от ярких коробок»
и т.п).
· Чаще
гуляйте с ребенком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в любой
конфликт, дайте ребенку возможность поучиться самому найти выход из ситуации, а
себе возможность погордиться за ребенка «Вот какой молодец, как ловко
забрал свою игрушку, значит, может постоять за свое имущество».
· Хотя бы раз
в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть соседский двор,
парк, центр города, просто прогулка пешком.
· Ходите с
ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного
возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки,
просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать.
· Играйте с
ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание,
сон), до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или
какая-нибудь игрушка: «Вот как Саша аккуратно кушает, как ребятки в детском
саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в
свою кроватку».
· Не
обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
· Заранее
узнайте все моменты в режиме дня в детском саду и
введите их в режим дня ребенка дома.
· Учите
ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
· Недопустимо
угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за
непослушание.
· Не
нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления
ребенка в детский сад.
· Планируйте
свой отпуск или выход на работу так, чтобы в первый месяц посещения ребенком
детского сада у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
· Если
вы определились с выбором дошкольного учреждения, начинайте осваивать его
территорию, приходите на утренние и вечерние прогулки (что также поможет вам и
ребенку привыкнуть к режиму детского сада), познакомьтесь с воспитателями,
играйте с детьми, запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их
ребенку. Посетите психолога детского сада, проконсультируйтесь с
медицинской сестрой или врачом, т.е. сами получите как можно больше
разнообразной информации о том месте, где ваш ребенок будет проводить большую
часть времени.
Самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет
хорошо.
Как вести себя родителям с ребенком, когда он начал
посещать детский сад?
- Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного
пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас
познакомит медицинский работник или психолог детского сада. Дайте ребенку
возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым
правилам, к отсутствию мамы.
- Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек»
дома.
- Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто
толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать
свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым
условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.
- Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что
это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
- Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
- Щадите его ослабленную нервную систему. На время можно прекратить
походы в цирк, в театр, в гости; сократите просмотр телевизионных передач.
- Как можно раньше сообщите врачу и воспитателям о личностных
особенностях малыша.
- Создайте в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в
детском учреждении.
- Постарайтесь не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его
за детские капризы.
- При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно
раньше обратитесь к детскому врачу или психологу.
-При выраженных невротических реакциях оставьте малыша на несколько дней
дома.
Поддерживайте
ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите
ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот
период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите
надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.).
Психологическая подготовка ребенка к детскому
саду На вопрос,
— с какого возраста лучше отдать ребенка в детский сад, нет однозначного
ответа. По
наблюдениям, дети в возрасте 3 лет внутренне более готовы отпустить маму и
уже склонны принимать логические доводы, поэтому с ними легче «договориться».
Малышу в 1-1.5 года трудно что-либо объяснить, но некоторые малыши быстрее
адаптируются в этом возрасте к садику. В общем, это очень индивидуально. Но
есть и достаточно общие моменты, о которых важно знать. Желательно
заблаговременно подстроиться под режим сада. Важно заранее начать говорить о
садике с ребенком, стараясь создать в его сознании положительный образ сада и
отношения к нему. Важно, что бы в этом процессе принимали участие все члены
семьи. Очень хорошо погулять немного на территории садика и при возможности
предпринять экскурсию внутрь, чтобы малыш увидел будущий второй дом.
Обонятельная память очень сильна, и пусть запах садика отложится в его
памяти, ассоциируясь с чем-то позитивным. Часто мамы ознакомительно
прогуливают детей на площадках садика, малышам нравится, они хотят в садик,
но когда реально туда приходят и видят группу с множеством незнакомых детей,
чувствуют незнакомые запахи — часто пугаются и весь положительный настрой
слетает. Идем в садик!
Вот вы уже идете в садик. Обязательно нужно заверить ребенка в том, что вы его непременно заберете
и сказать когда. И повторять это какое-то время каждый день, поскольку то,
что очевидно для взрослых, совсем не так очевидно для детей. А забирая,
сказать, что вы очень соскучились по своему малышу и все время о нем
вспоминали. Для начала, ребенка лучше оставлять в садике на пару часов, постепенно
увеличивая время пребывания. Хорошо бы взять с собой игрушку, которая будет для малыша чем-то
родным из дома. Есть дети, которые неплохо переносят сад, но тяжело в нем
утром остаются, и как правило, вариации на тему «не хочу» начинаются уже дома
или по дороге в сад. Старайтесь заранее одеть ребенка дома так, чтобы не
затягивать раздевание в самом саду. Как известно, долгое прощание только
усиливает у ребенка чувство тревоги. Поэтому старайтесь быстро прощаться и
быстро уходить, передав ребенка воспитателю. Обычно через 2
недели среднестатистический ребенок начинает уже адаптироваться к саду.
Обратите внимание, как малыш вас встречает, когда вы приходите его забирать.
Если радостно, или вообще просит еще немножечко подождать пока он (она)
доиграет, - то все в порядке, даже если утром ребенок идет еще со слезами. Дети с большим
удовольствием идут в сад, если у них там есть друг. Но не все детки умеют
«завязывать знакомства». Поэтому, с одной стороны их нужно этому учить, а с
другой стороны, помочь познакомиться с кем-то в группе, разговориться,
обменяться игрушками и начать играть. |